Утверждена новая трехлетняя Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

28.10.2013
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932 (далее – постановление 932) утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее – Программа). Уточним, что Программа разработана (проект прошел общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу) в соответствии с частью четвертой статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (далее – Закон 323).

Цель программы – обеспечить в предстоящий период соблюдение конституционных прав граждан Российской Федерации в части получения гарантированной им государством бесплатной медицинской помощи (далее — БМП), повысить эффективность ее организации, а также, что немаловажно, эффективность управления ресурсами здравоохранения. Программа сформирована с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры его заболеваемости, и устанавливает:

перечень видов, форм и условий оказываемой БМП;

перечень заболеваний и состояний, при которых оказывается БМП (соответствующий перечень включает более двадцати позиций), и категории граждан, которым оказывается БМП;

порядок финансирования организации оказания БМП;

средние нормативы объема БМП;

средние нормативы финансовых затрат на единицу объема БМП и средние подушевые нормативы финансирования БМП;

способы оплаты БМП, порядок формирования и структуру тарифов на оплату БМП;

требования к территориальным программам государственных гарантий оказания гражданам БМП в части определения порядка и условий ее предоставления, критериев доступности и качества медицинской помощи (территориальные программы разрабатываются в соответствии с Программой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, далее – территориальная программа).


Источниками финансового обеспечения Программы являются:

средства федерального бюджета;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

средства местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления соответствующими органами местного самоуправления);

средства обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).


Что же включает БМП и при каких условиях она оказывается? БМП оказывается гражданам в виде первичной (в том числе доврачебной, врачебной и специализированной) медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи, скорой (в том числе скорой специализированной), медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи. Напомним, кстати, что перечень мероприятий, проводимых при оказании медицинской помощи и не подлежащих оплате за счет личных средств граждан, определен частью третьей статьи 80 Закона 323.

Основой системы оказания БМП является первичная медико-санитарная помощь. Такая помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения, и оказывается (бесплатно) в амбулаторных условиях либо в условиях дневного стационара (в плановой и внеплановой (неотложной) форме).


По сравнению со своей предшественницей Программа содержит ряд новых положений. Так, внесены изменения в части финансового обеспечения проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей (см. в этой связи статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации). В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности территориальными программами должны устанавливаться дифференцированные объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации, телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг.

В качестве норматива объема медицинской помощи в стационарных условиях вместо одного койко-дня вводится один случай госпитализации для обеспечения единых подходов к планированию и оплате медицинской помощи. Средние нормативы объема медицинской помощи в стационарных условиях (в 2014 году – 0,197 случаев госпитализации на одного жителя, в том числе 0,176 – за счет средств обязательного медицинского страхования, 0,021 – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) основаны на данных об объемах стационарной медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ за 2012 год (рассчитаны как отношение среднего количества койко-дней на одного жителя (застрахованного) к средней длительности лечения в стационаре).

В составе норматива объема медицинской помощи в стационарных условиях установлен средний норматив объема медицинской реабилитации в рамках базовой программы ОМС (на одно застрахованное лицо в 2014 году 0,03 койко-дня, в 2015 году – 0,033 койко-дня, в 2016 году – 0,039 койко-дня) в целях стимулирования развития данной составляющей медицинской помощи. В соответствии с программой средние подушевые нормативы финансирования (без учета расходов федерального бюджета) вырастут в 2014 году (по сравнению с текущим годом) на 14 процентов (до 10 294 рублей), а к 2016 году – еще на 22,8 процента (до 12 642 рублей), более чем на 15 процентов вырастет в предстоящем году (в сопоставлении с 2013 годом) и стоимость территориальных программ (в номинальном выражении – на без малого 230 млрд. рублей).

По сравнению с утвержденными на 2014 и 2015 годы нормативами (см. в этой связипостановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1074) более чем в два раза увеличены нормативы финансовых затрат в рамках базовой программы ОМС на один пациенто-день в условиях дневных стационаров: с 590 до 1227,9 рубля и с 620 до 1309,1 рубля – в 2014-м и в 2015 году, соответственно. Это обусловлено расширением видов специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров за счет средств ОМС (включая, к примеру, проведение химиотерапии пациентам с онкологическими заболеваниями, и т.п.).

Наиболее дорогостоящим остается оказание медицинской помощи, связанной с применением вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения или ЭКО) — норматив финансовых затрат на каждый такой случай определен в размере 113 109 рублей.


Определенный Программой базовый перечень критериев доступности и качества БМП включает более 30 позиций. Заметим, что на первом месте в этом перечне значится удовлетворенность населения медицинской помощью (определяется в процентах от числа опрошенных) – при этом, естественно, за рамками Программы остается вопрос о степени достоверности итогов подобных опросов.

В свою очередь, территориальной программой (см. выше) устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка их уровня и динамики. Кроме того, территориальной программой могут быть установлены дополнительные критерии доступности и качества медицинской помощи, их целевые значения.


Подытоживая, обратим внимание на то, что и ход, и итоги реализации Программы будут в установленном порядке преданы гласности – в том числе посредством опубликования соответствующего доклада (к слову, доклад об итогах реализации аналогичной программы в текущем году должен быть подготовлен Минздравом России не позднее 1 июля 2014 года). Остается лишь выразить надежду в том, что основные программные показатели будут достигнуты – по факту, а не «на бумаге», а качество и доступность медицинской помощи, оказываемой населению на безвозмездной основе, уже в ближайшие год-два существенно возрастут.


Михаил Рогожин


Источник

Текст программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

Обратите внимание, что в каждом регионе должна быть утверждена своя территориальная программа гос. гарантий.

Все новости

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий

Ошибка!

Подписаться на новости

Подписаться на объявления